Эксперты РИФ обсудили связь игр и ностальгии
30 сентября 2025 года
26.09.2025, 13:00
Сессия: «Эстетика российских игр: ностальгия как культурный код»
Эксперты РИФ обсудили связь игр и ностальгии
26 сентября в рамках Российского интернет-форума прошла сессия «Эстетика российских игр: ностальгия как культурный код». Модератор сессии Алексей Гореславский, генеральный директор АНО «ИРИ», на открытии задался вопросом: «Что такое ностальгия? Это ретро? Мода прошлых периодов?». Вопрос актуальный, поскольку игры входят в ТОП-3 типов онлайн-активности.
62% россиян играют в игры – из тех, кто вообще заходит в интернет. То есть рынок порядка 60-70 миллионов человек. Понятно, что это и мобильные игры, и десктопные, и даже консоли. Даже президент отмечал, что больше 60% российских граждан старше 18 лет играют.
Игровой рынок не просел, несмотря на опасения. Даже в текущих условиях за последние три года российские игроки не стали тратить на игры сильно меньше. И умудряются покупать их в разных формах и видах. В Рунете произошло определенное импортозамещение, появился VK Play. В нем стало можно совершать покупки. И делать это с удовольствием.
Александр Михеев, Руководитель VK PLAY, Генеральный директор АПРИОРИ, рассказал о запуске сервиса, использующего различные технологии облачного гейминга. По его словам, рынок действительно пересобирается, и за последние три года у нас 90% разработчиков делают игры для ПК. Это драматически совершенно другая картина, потому что до 22-го года большая часть подавляюще делала для мобильного сегмента. Очень интересные данные, что более 60% выбирает отечественных разработчиков. Кроме того, VK Play как площадка для дистрибуции буквально на пару процентов опередил Stream. То есть стал площадкой выбора номер один.
Игры с русским культурным кодом вызвали особый интерес. Пользователи реагируют позитивно, но в первую очередь смотрят на саму игру – отметили эксперты. Для пользователя геймплей и нарратив в целом очень важны. Была бы хорошая игра – ее можно положить на любую историческую, современную либо фантастическую составляющую.
«Говорить о ностальгии в играх сложно, потому что мы не сделали там ничего особенно теплого, - отметил Альберт Жильцов, креативный продюсер 1CGame Studios, креативный продюсер проекта «Война Миров: Сибирь». - И есть сомнения, что вообще есть у нас культурный код. Гарри Поттер в лаптях – это не культурный код. Да и к инвестору с культурным кодом идти опасно. Франчайзинг обтыкан метриками и гарантирован, а тут никто ничего не обещает».
Большой вопрос, как выяснилось, для многих – кадровый ресурс. Невозможно открыть «Желтые страницы» и найти человека по анимации лица. Для этого существует единственный путь – запускать качественных студентов на стажировку. Тогда через 3 года можно будет чего-то ждать.
Олег Доброштан, независимый эксперт игровой индустрии и консультант по менеджменту ex. Astrum Entertainment, 101XP, Disney, отметил, что у России уникальные возможности: она находится между Восточным и Западным миром и, соответственно, понимает оба – в силу этого обстоятельства потенциал экспортный у нас колоссальный.
В целом участники встречи согласились, что нельзя взять старое, сделать ему пластику и пожинать результат. Необходимо творить, потому что ностальгическая петля, как и любая другая схема, убивает творчество, по-настоящему востребованное пользователем.
Также в дискуссии приняли участие спикеры: Виталий Козлов, генеральный директор студии «КБ Продакшн», Пётр Костенко, глава студии Divovision Games, Игорь Илюхин, операционный директор студии Far Far Games (игра «Былина»), Александр Журавлев, управляющий партнёр юридической компании ЭБР.