Александр Журавлев: «Цена ошибки в ИТ выросла, и бизнесу нужны практические решения»
9 сентября 2025 года
За последний год в ИТ-регулировании появилось много нововведений. Можете назвать самые частые вопросы, с которыми ИТ-компании обычно приходят к юристам?
Права на результаты разработки и данные в цифровых продуктах. Компании спрашивают, как "очистить" права на код и датасеты при использовании штатных сотрудников, open-source компонентов и сторонних подрядчиков, как совместить открытые лицензии с проприетарной коммерциализацией, как прописать пользовательские соглашения, чтобы ограничить ответственность разработчика и т.д. Также на постоянной основе у клиентов возникают запросы по регистрации и использованию товарных знаков, особенно если речь идет про комплексную защиту бренда.
За последнее время законодательство о рекламе изменилось: компании задают вопросы о том, как правильно маркировать рекламу, что представляет собой 3%-ный сбор, а также где проходит граница между рекламой, саморекламой и информационными материалами.
Важным направлением является налогообложение digital-отрасли. Много вопросов возникает в связи с применением бизнесом it-льгот (в том числе в рамках формирования отдельных it-компаний в группах), внедрением программ мотивации сотрудников, при квалификации операций финтеха, структурировании сделок по продаже программного обеспечения с учетом правильного применения освобождения от НДС, построения системы работы с налоговыми льготами, а также рисками при выборе контрагентов.
Кроме того, это персональные данные: как обеспечить комплаенс в свете новых требований 152-ФЗ. Здесь целый комплекс вопросов от известной всем локализации данных до полноценной адаптации информационных процессов под новые требования законодательства. На практике это складывается в три задачи: проведение аудита на предмет выявления нарушений и иных рисков, корректировка бизнес-процессов клиента с минимально возможным эффектом на коммерческую составляющую и, наконец, оформление комплекта юридической документации, регулирующей обработку данных в периметре компании.
Почему именно эти вопросы так актуальны?
Потому что сошлись следующие факторы.
1. Повышение уровня ответственности, а также правоприменения: проверки стали глубже и технологичные, отменен мораторий на налоговые проверки и проверки по 152-ФЗ.
2. Масштабирование бизнеса требует внимания к созданию политики бренда и его защиты, тщательную проверку чистоты прав на ИТ-разработки.
3. ИИ во всём стеке - от подсказок в интерфейсе до автономных модулей - влечет за собой новые вопросы: как и на каких данных ИИ был обучен, и кто будет нести ответственность за результат его работы.
4. Цена ошибки выросла: доначисление платежей по налогам, оборотные штрафы за нарушение правил обработки данных, новые рекламные сборы, риски связные с нарушением прав на составные цифровые продукты и т.д. Сейчас это значимые факторы для собственников компаний, которые нельзя не учитывать.
Как появилась идея «Правовой гостиной» на РИФ и что это за формат? Кому полезен и о чём будете говорить?
Идея родилась из запросов и потребностей бизнеса - от вопроса к действию. «Правовая гостиная» – это воркшопы с актуальной практикой и вопросами и ответами. Практико-ориентированные рекомендации - разбор разных ситуаций и инструменты, которые можно применить бизнесу.
***
«Правовая гостиная» на РИФ-2025 – это площадка как для флагманских компаний, так и для представителей МСП, где будут обсуждаться самые острые вопросы ИТ-регулирования. В формате воркшопов участники смогут разобрать реальные кейсы, задать вопросы экспертам и получить рекомендации, которые можно сразу применить в работе. Здесь не будет отвлечённой теории – только практические решения, связанные с правами на разработки, товарными знаками, рекламными требованиями, налоговыми льготами, персональными данными и другими актуальными темами. Для бизнеса это возможность за короткое время получить концентрированную экспертизу и минимизировать риски, которые сегодня становятся всё более значимыми.